Алексей Робинов – старший партнер агентства интеллектуальной собственности ВАШ ПАТЕНТ, заместитель председателя Совета по интеллектуальной собственности Торгово-промышленной палаты РФ выступил на первом в 2023 г. заседании Совета по интеллектуальной собственности ТПП РФ с докладом на тему: "Проблемы регистрации географических названий в качестве товарных знаков".
Несмотря на то, что действующим законодательством для регистрации географических названий предусмотрены такие объекты, как Географические указании (ГУ) и Наименование места происхождения товара (НМПТ), у производителей возникает и сохраняется интерес в получении охраны географических названий в качестве товарных знаков. Это связано, в первую очередь, с тем, что исключительное право на товарный знак имеет для обладателя ряд преимуществ по сравнению с ГУ и НМПТ:
- правообладатель является «хозяином» товарного знака (обладает исключительным правом использования и распоряжения), другие лица могут использовать товарный знак только с согласия правообладателя;
- правообладателю не нужно доказывать наличие особых свойств или характеристик товаров.
Федеральным законом от 28.05.2022 г. № 143-ФЗ вносятся изменения в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, касающиеся правовой охраны ГУ и НМПТ, а также регистрации товарных знаков, включающих, воспроизводящих или имитирующих географические указания и/или наименования места происхождения товара (вступают в силу с 29.05.2023 г.).
Подпункт 1 пункта 3 ст. 1483 ГК РФ (новая редакция): "Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы: являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара, его изготовителя или места производства".
Пункт 7 ст. 1483 ГК РФ (новая редакция):
Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения:
1) включающие, воспроизводящие или имитирующие географические указания или наименования мест происхождения товаров, охраняемые в соответствии с настоящим Кодексом, а также обозначения, заявленные на регистрацию в качестве таковых до даты приоритета товарного знака, в отношении однородных товаров, за исключением случая, если такое обозначение включено как неохраняемый элемент в товарный знак, регистрируемый на имя лица, имеющего право использования таких географического указания или наименования места происхождения товара;
2) включающие, воспроизводящие или имитирующие географические указания или наименования мест происхождения товаров, охраняемые в соответствии с настоящим Кодексом, а также обозначения, заявленные на регистрацию в качестве таковых до даты приоритета товарного знака, в отношении неоднородных товаров, если использование этого товарного знака в отношении указанных товаров будет ассоциироваться у потребителей с такими географическим указанием или наименованием места происхождения товара и может ущемить законные интересы обладателя исключительного права на такие географическое указание или наименование места происхождения товара.
Использование формулировки «включающие, воспроизводящие или имитирующие» вместо «тождественные или сходные до степени смешения» способно затруднить применение новой редакции нормы, поскольку термин «имитация» отсутствует в Правилах Роспатента по товарным знакам, не вполне ясно, как именно толковать имитацию применительно к ГУ и НМПТ. Вместе с тем, замена формулировки «в отношении любых товаров» на «в отношении однородных товаров» позволит избежать случаев, когда по сходству с ГУ или НМПТ может быть аннулирован товарный знак, зарегистрированный в отношении совершенно иных товаров.
Выводы:
1. Товарные знаки, содержащие название географического объекта, следует признавать несоответствующими п. 3 ст. 1483 ГК РФ только в том случае, если правообладатель не представил доказательства того, что товары производятся в пределах этого географического объекта.
2. В Правилах ТЗ необходимо дать разъяснения относительно того, что понимается под терминами «включающий», «воспроизводящий» и «имитирующий» применительно п. 1 ст. 1483 ГК РФ.
3. В Правилах ТЗ необходимо дать разъяснения относительно того, что понимается под «использованием, ассоциирующимся с ГУ или НМПТ» применительно к пп. 2 п. 7 ст. 1483 ГК РФ.
4. Товарные знаки не следует признавать сходными до степени смешения с НМПТ в отношении товаров, для которых НМПТ не обладают известностью.
Таким образом, запланированные нововведения полностью не решат все те противоречия, которые существуют на данный момент при принятии регистрирующим ведомством решения о регистрации / отказе в регистрации товарного знака.
Мнение Совета по ИС ТПП РФ: полный запрет на использование географических названий в товарных знаках нанесет ущерб производителям товаров, услуг во всех отраслях бизнеса. На данный момент большое количество зарегистрированных обозначений содержит географические названия. Аннулирование таких знаков повлечет за собой как значительные финансовые потери со стороны бизнеса, так и нанесет урон интересам потребителей, которые отдали свои предпочтения определенным товарам под проверенными, ставшими любимыми за долгие годы брендами.
Алексей Робинов обратил особое внимание собравшихся на то, что интерес у региональных производителей к указанию на своей продукции места происхождения товара очень высок. Данная тема на сегодняшний день крайне актуальна и требует обязательного дальнейшего рассмотрения и обсуждения как Совета по ИС ТПП РФ, так и в диалоге с Роспатентом и ФАС.
Заместитель директора ФИПС (Роспатент) Роман Захаров также озвучил позицию своего ведомства по данному актуальному вопросу, ответил на вопросы участников мероприятия.
Председатель Совета по ИС ТПП РФ Дмитрий Фадеев ознакомил собравшихся с предстоящим планом работ Совета на 2023 г.
Полный текст презентации Алексея Робинова: «Проблема регистрации географических названий в качестве товарных знаков».